Каталитический нейтрализатор подавляет часть вредных химических соединений, которые поступают в атмосферу вместе с выхлопом. Этот элемент находится в системе выпуска. Катализатор принимает участие в химических реакциях, в результате которых токсичные опасные вещества переходят в безопасные формы. После этого происходит их выброс вместе с выхлопом. Таким образом, отработанные газы проходят путь через катализатор, что делает их более чистыми. Окружающей среде наносится меньше вреда.
Катализатор начинает работать после того, как нагреется до +300 градусов. Непосредственно после запуска двигателя очистка выхлопа не начинается.
Как устроен катализатор в автомобиле?
Основные элементы катализатора – керамические или металлические соты, на которые наносят минимальный слой, состоящий из смеси палладия и родия либо из иридия. Это металлы, для которых характерна повышенная химическая активности. Именно с ними взаимодействует выхлоп, происходит частичное связывание элементов, образовавшихся при сгорании топлива.
Современные модели катализаторов состоят из 3 компонентов. Каждый из них выполняет свои функции, которые направлены на улучшение состава выхлопа.
Какие бывают неисправности катализатора и чем они вызваны?
В среднем каталитический нейтрализатор работает в течение периода, равного 100000-150000 км пробега. Нередко проблемы в его работе возникают при гораздо меньшем пробеге. Это особенно актуально для автомобилей, которые эксплуатируются в больших городах, то есть нередко стоят в пробках.
Срок замены этого компонента зависит от особенностей эксплуатации и составляет примерно 3-7 лет.
Чаще всего проблемы возникают при причине выгорания слоя металлов, которыми покрывают соты. Этот процесс нельзя предотвратить, он естественный. При выгорании бортовой компьютер выдает ошибку, а иногда вообще блокирует работу двигателя путем выключения зажигания.
Ускоренный износ данного элемента связан с использованием некачественного топлива. Если в автомобиль заливают бензин, в который был добавлен свинец для повышения октанового числа топлива, то нагрузка на катализатор повышается, и срок его эксплуатации уменьшается. На автомобилях с дизельным мотором ускорить выход из строя катализатора может сам владелец, если добавляет в холодное время года в топлива средство-антигель.
Еще одна причина, способная вызвать ускоренный износ катализатора, – неисправность двигателя. Если неправильно выставлено зажигание или есть проблемы с системой питания, то слой металлов, покрывающий соты, ускоренно выгорает.
Как осуществляется диагностика катализатора на автомобиле?
Определить неисправность можно самостоятельно по нескольким признакам. Это:
- Срабатывание лампочки “Check Engine” на приборной панели. Она включается при любых ошибках двигателя. В случае с некорректной работой катализатора кнопка указывает на отклоняющиеся от допустимых пределов показатели датчика лямбда-зонд. Уточнить происхождение проблемы можно при использовании диагностического сканера.
- Уменьшение мощности двигателя. Если катализатор неисправен, то движение автомобиля ухудшается, наблюдается затруднение при разгоне. Проблемы связаны с нарушением пропускной способности катализатора: соты спекаются, выход выхлопа затрудняется.
- Шум под днищем, возникающий при повышенных оборотах, а иногда – и после запуска двигателя. Нехарактерные звуки вызваны частичным разрушением конструкции сот. Отломившиеся частицы бьются о стенки катализатора под действием потока газов и центробежной силы.
- Недостаточно сильный, ровный напор газов из глушителя. Если катализатор функционирует полноценно, то, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить небольшую пульсацию. Когда поток ровный или слабый, это указывает на разрушение сот катализатора.
Катализатор в редких случаях выходит из строя внезапно. В большинстве случаев его отказу предшествуют перечисленные выше проявления.
Как извлечь катализатор?
Если вы планируете удалить этот элемент, нужно продумать, как без него будет обходиться лямбда зонд: после извлечения катализатора датчик будет постоянно выбивать ошибку.
Такой вариант можно попробовать обойти при помощи специальной обманки – проставки, отделяющей датчик от выхлопных газов. Это позволит создать условия для того, чтобы датчик фиксировал больше кислорода.
Проставку устанавливают на место датчика, а сам прибор устанавливают в нее. Система работает стабильно, но имеет ряд недостатков:
- Прежде всего, это вмешательство в устройство автомобиля. Такие действия снимают гарантию. В дальнейшем вы не сможете обратиться за ремонтом по гарантийному случаю.
- Проблемы с прохождением техосмотра. При проверке на стенде наличие «обманки» вскроется. Это приведет к тому, что на эксплуатацию автомобиля будет наложен запрет.
После удаления катализатора можно попробовать перепрошить электронный блок управления, чтобы система принимала показатели за норму. Этот вариант тоже имеет недостатки: после перепрошивки происходит изменение нормальных циклов работы двигателя, он работает в неправильном режиме. Результат – уменьшение эксплуатационного ресурса.
При проблемах советуем заменить катализатор на новую оригинальную модель, а не аналог или обманку.